Регистрация по месту жительства в некоторых случаях может стать достаточно проблемной процедурой, особенно когда у человека нет собственного жилья. Как оформить прописку на постоянной основе, что она дает и какие нюансы нужно учесть.
Чем постоянная регистрация отличается от временной
Согласно закону, каждый гражданин должен стоять на регистрационном учете. Регистрация может быть двух видов — временной и постоянной. В первом случае предполагается, что человек регистрируется по адресу, по которому он планирует жить какое-то время. Это может быть не только жилое помещение, как квартира или дом, но и больница, санаторий, даже отель или хостел.
Временная прописка оформляется на срок от 90 суток до пяти лет при пребывании в любом населенном пункте на территории России более трех месяцев.
Постоянную регистрацию делают по месту жительства с отметкой в паспорте. В быту ее часто называют пропиской. Этот термин впервые появился в 1925 году, когда активно вводились гражданские паспорта с указанием места проживания. Таким образом государство контролировало миграцию граждан.
Где можно зарегистрироваться в 2023 году
Зарегистрироваться на постоянной основе можно только в помещениях, которые имеют статус жилых. Это могут быть квартира, дом, семейное общежитие или жилье, оформленное по договору социального найма.
С 1 января 2019 года зарегистрироваться стало возможным на даче при соблюдении ряда условий. В частности, дом должен быть годен для круглогодичного проживания, в нем должны быть проведены все коммуникации и присвоен почтовый адрес.
Штамп о постоянной регистрации ставится в паспорт. Он действует бессрочно или до момента снятия с учета либо судебного постановления.
Что дает регистрация по месту жительства
Постоянная регистрация дает много преимуществ. Прежде всего она необходима для получения социального обеспечения. Часто получить льготы и пособия можно только по месту жительства. Так, например, в ряде регионов некоторые льготы предоставляются лишь тем, кто прожил в области не менее пяти лет.
Без штампа в паспорте, скорее всего, не получится оформить и различные документы — водительские права, заграничный паспорт или пенсионное удостоверение. Также могут возникнуть сложности с получением кредита, записью ребенка в детский сад или школу.
Кроме того, нельзя будет проголосовать на выборах, так как список избирателей составляется из жильцов, прописанных в ближайшем к избирательному участку доме.
Нужно ли согласие других жильцов на регистрацию в 2023 году
Если жилплощадь находится в долевой собственности и желающий прописаться владеет одной из долей, то разрешение других совладельцев не нужно. Это правило действует, когда собственников несколько. Если никаких прав на недвижимость нет, то для прописки нужно получить разрешение всех собственников.
Когда у зарегистрированного есть дети до 14 лет, то прописку они получают автоматически. При этом регистрация для ребенка оформляется на срок, не превышающий срок регистрации его родителя.
Собственники со своей стороны не должны препятствовать проживанию зарегистрированного на своей жилплощади. В противном случае для защиты своих прав он может обратиться в полицию и владельцы будут обязаны впустить его в дом.
При постоянной регистрации выписка осуществляется исключительно в судебном порядке.
Где оформить регистрацию по месту жительства в 2023 году
С недавнего времени подать заявку на регистрацию по месту жительства можно через «Госуслуги». Для этого достаточно иметь подтвержденную запись пользователя на портале.
Однако по-прежнему потребуется физический визит в МФЦ или отделы МВД, где действуют так называемые паспортные столы, для подписания документов и проставления печати о постоянной регистрации в паспорте.
Сейчас разрешается выбрать любой паспортный стол в пределах муниципального района, а в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — любой в городе. Соответствующий закон, который упростил процедуру регистрации по месту жительства, вступил в силу с июля 2022 года.
Кроме того, обратиться можно в управляющую компанию, если она предоставляет услуги паспортного стола.
Какие нужны документы для регистрации по месту жительства в 2023 году
Помимо заявления и паспорта необходимо предоставить документ о праве собственности на жилье. Его должен предоставить сам собственник.
В отдельных случаях нужны согласие совершеннолетних пользователей помещения или документ, который подтверждает основание для вселения, если нет права собственности, например договор найма или решение суда.
Если параллельно проводится регистрация детей до 14 лет, регистрирующий орган запросит свидетельство рождения. Если гражданин выступает опекуном или попечителем, то также потребуется акт из специализированных органов об установлении статуса представителя.
Документ о снятии с учета по прежнему месту жительства при этом не нужен. Прежнюю регистрацию аннулируют автоматически при оформлении новой.
Могут ли отказать в регистрации по месту жительства в 2023 году
Постоянная регистрация невозможна в домах, подлежащих сносу, причем дата сноса не имеет значения. Регистрационный учет в таких зданиях прекращается после выхода городского постановления, поэтому, если гражданин захочет там прописаться, он получит отказ. Ему будет отказано даже во временной регистрации.
Нельзя оформить постоянную прописку и в апартаментах, так как законодательно они относятся к нежилым помещениям. Но зато в апартаментах можно зарегистрироваться на временной основе.
Какая ответственность предусмотрена за отсутствие регистрации в 2023 году
По закону если место жительства поменялось, например при продаже квартиры, то прописаться по новому адресу нужно в течение семи дней. Если зарегистрироваться пока негде, нужно оформить временную регистрацию по месту фактического пребывания. В противном случае выпишут штраф.
В Москве и Санкт-Петербурге он составляет от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, в других городах — от 2 тыс. до 3 тыс. рублей.
Причем к административной ответственности привлекут не только того, кто переехал, но и владельцев жилых помещений за проживание у них без прописки.